Размышления, медитации; часть 2
- абхаса-аварана -
заблуждение по поводу своей собственной истинной природы
-
- авидья - непонимание,
невежество, отсутствие истинного видения
-
- а-манаска - состояние
"вне ума", преодоление ума
-
- а-манобхава - знание,
не основанное на умственном опыте
-
- ананда - блаженство,
высшая божественная радость
-
- вайрагья - отречение от
мира, полное отсутствие желаний и привязанностей
-
- ведартха - цель на пути
к знанию
-
- вритти - волнение,
возникающее в уме
-
- Гита (Бхагавадгита) -
Божественная песнь; часть Махабхараты: беседа Кришны с Арджуной, в
которой Кришна посвящает Арджуну в высшее знание
-
- гуна - "нить",
"волокно"; три основных качественных нити, свойства, из
которых сплетается вся ткань природы (пракрити): саттва, раджас и
тамас; причины, побуждающие ум к действию и лежащие в его основе
-
- дехабхранти - телесная
иллюзия, отождествление себя с телом
-
- карма - работа,
деятельность; действия, влекущие за собой свои последствия и
являющиеся причиной новых рождений; вселенский закон воздаяния,
причинно-следственная связь деятельности
-
- майя - принцип
вселенской иллюзии, нереальности, как проявление силы (Шакти)
Реального
-
- майясварупа -
иллюзорная форма
-
- махабхутани - "грубые"
элементы природы: земля, вода, огонь, воздух, эфир
-
- махакшайя - избавление
от иллюзии
-
- медитация -
концентрация ума с целью перетекания сознания в объект исследования
-
- митья - иллюзорность
мира
-
- мокша, мукти -
освобождение от круговорота смертей и рождений, реализация Бога
-
моха - иллюзия, заблуждение
-
- шашватананда - вечная
радость, неомраченное счастье
-
- Трудность, сопровождающая
чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать
ошибки. Наука со всем её бурным успехом с самого начала делала
крайне неправильные выводы: электричество и теплота считались
жидкостями, мозг — органом, охлаждающим кровь, звёзды -
отверстиями в хрустальном небосводе и т.д. Поэтому прогресс в науке
означает: опровержение прежней, ошибочной идеи и предложение новой
столь же ошибочной, которую тоже рано или поздно придётся
пересмотреть.
-
- Три гуны материальной
природы, подобно веревке, по рукам и ногам связывают обусловленное
живое существо, приковывая его к циклу повторяющихся рождений и
смертей.
-
Веревка изготавливается путем
переплетения трех пучков волокон. Точно также, гуны материальной
природы - благость, страсть и невежество - смешиваются и производят
некий вторичный продукт. Затем они вновь смешиваются, и это
происходит опять и опять. В результате получается крепкая веревка,
состоящая из гун, переплетенных бесчисленное количество раз.
-
Таким образом, материальная
энергия связывает нас все сильнее и сильнее. Своими силами мы не
можем освободиться от этих пут, которые известны как паварга.
Паварга — это пятая группа букв в санскритском алфавите. Она
содержит буквы па, пха, ба, бха и ма.
-
Па (паришрама) — тяжелый
труд: Каждое живое существо в этом мире тяжело сражается, чтобы
поддерживать свое существование и выживать. Это называется борьбой
за существование.
-
Пха (пхена) — пена: Когда
лошадь тяжело трудится, на ее губах выступает пена. Точно так же
после тяжелой работы, направленной на чувственное удовлетворение,
наш язык пересыхает, и на губах появляется пена.
-
Ба (бандха) — рабство;
Несмотря на все наши усилия, мы остаемся связанными веревками гун
материальной природы.
-
Бха (бхайа) — страх: В
материальной жизни человек всегда, словно пламенем, охвачен страхом,
потому что не знает, что произойдет в следующий момент.
-
Ма (мритйу) — смерть:
Надежды человека и планы на счастье в этом мире прерываются смертью.
-
- Страна тамилов
-
Южный регион полуострова
(юго-восточная прибрежная равнина), страна тамилов, или Тамилнад,
была (и остается) заселена дравидским населением. Испытав еще до
начала нашей эры влияние со стороны северной цивилизации, она тем не
менее сохранила свою самобытность, которая расцветет позже с
возрождением местного наречия и собственной литературы, с появлением
новой религиозности, с ростом морской и экономической активности,
наконец, с развитием оригинального искусства.
- Нирвана
-
«Угасание». В буддизме
обозначает конец перевоплощений, момент, когда любая мысль, чувство
и желание оказываются уничтоженными. В джайнизме — момент,
когда вечные душа и материя освобождаются друг от друга.
- Карма
-
В ведийскую эпоху прежде всего
ритуальное действие, обеспечивающее космический порядок —
риту, затем дхарму. Накопление прошлых деяний, которые в итоге
определяют условия настоящего существования и будущую жизнь индивида
в зависимости от его поведения по отношению к космическому порядку
согласно упанишадам, индуизму и джайнизму.
- Дравиды
-
В санскритских источниках
приводится в форме «дравиди» и «дамили» —
близкой к слову «тамилы». Происхождение дравидских
народов остается еще плохо изученным, но, возможно, они занимали
большую часть субконтинента до арийского вторжения. Местные наречия,
на которых говорят на дравидском юге, не являются родственными
санскриту, у которого они заимствовали систему письма.
- Бхакти
-
Эмоциональная сопричастность
божеству, затем экстатическое почитание персонального бога. Этот тип
набожности, о котором упоминается уже в «Ведах»,
развивается с культом Кришны и получает расцвет в «Бхагавадгите»,
затем в «Бхагавата-пуране». Слово «бхакти»
станет ключевым для индуизма в целом после распространения
религиозного движения, которое разовьется в Средние века, в
особенности на юге, и постепенно подвигнет религию и философию к
мистицизму, основанному на любви.
-
- Ахимса
-
Ненасилие по отношению к людям и
животным, исконный джайнский и буддийский идеал, не имеющий
отношения к войнам и проповедуемый большинством религиозных сект
эпохи Ашоки. Его влияние противостояло практике кровавых
жертвоприношений и способствовало развитию вегетарианства.
-
- Альвары
-
Двенадцать тамильских вишнуитских
«святых», авторы гимнов, прославляющих набожность
(бхакти).
-
- Образование есть и у демонов,
и у полубогов. Знание в 3-х гунах отличается результатами его
обретения. «Шри Ишопанишад» утверждает, что знание - это
качества, причем первое из них - смирение (БГ 13.8-12; ШИ, М.10).
Образование в гуне невежества меняет местами знание с невежеством,
религию с безверием, образование в гуне страсти - это возможность
видеть способы эксплуатации мира. Но образование в гуне благости —
это правильные черты характера и поведение человека, которые
открывают ему возможность слышать голос Сверхдуши и таким образом
обретать совершенное знание. («Шри Ишопанишад»,
Руководство, М. 10; ШБ 5.24.26; ОВЛ, стр.21-30; ПВС, стр. 278-288).
-
Высокая эрудированность и
начитанность человека без развития нужных качеств (в первую очередь
смирения), является для него лишь источником гордости и таким
образом становится путем, ведущим к падению в океан материального
существования. (ШБ 1.9.18; 1.9.26; 2.9.36) Шрила Прабхупада
сравнивает такое образование с (1) тяжелым тюрбаном на голове и (2)
с драгоценным камнем на голове кобры (ШИ, М. 9; ШБ 2.3.21).
-
- Шрила Прабхупада
характеризовал миссию ИСККОН в четырех афоризмах:
-
1) книги - наша основа
-
2) проповедь - наша сущность
-
3) чистота - наша сила
-
4) практичность - наш принцип
-
- Любой искренний преданный
должен хотеть проповедовать. Однако его могут побуждать к этому
разные мотивы. Не следует руководствоваться мотивами в гунах страсти
и невежества. Например, приемлемы следующие мотивы (находящиеся под
влиянием гуны благости и выше) (ШБ 2.8.21.; «Пытаясь оценить
личность Шрилы Прабхупады, стр.16-19, 176; НС, стр.414-427, 335-337;
«Еще один шанс», стр. 162-168):
-
1) стремление очиститься от
привязанности к результатам и эгоизма, поскольку такой багаж не
позволит проповедовать достаточно долго («Еще один шанс»,
стр. 152-153);
-
2) желание удовлетворить духовного
учителя, в сердце которого миссия Шрилы Прабхупады (ШБ 2.8.6);
-
3) чувство долга по отношению к
гуру и Кришне;
-
4) выполнение указания духовного
учителя;
-
5) желание обрести сострадание к
людям;
-
6) понимание важности и насущности
духовного знания для страдающих живых существ;
-
7) чистая любовь к Богу и
сострадание, проистекающее из нее.
-
- Однако проповедник должен
обладать следующими качествами:
-
1) преданность гуру и Кришне;
-
2) смирение;
-
3) серьезность;
-
4) отсутствие ложного эго;
-
5) знание философии, практики и
культуры сознания Кришны (ШБ 3.4.25);
-
6) желание просто следовать по
стопам предыдущих ачарьев, ничего не домысливая и не изменяя;
-
7) принятие руководства духовного
учителя (ШБ 3.8.7);
-
8) честность и открытость;
-
9) уважение к людям;
-
10) энтузиазм (НН, т.З).
-
- Сэр Уильям Джонс сказал о
санскрите на заседании Азиатского общества в Калькутте 2 февраля
1786 года следующие слова:
-
"Санскрит, каким бы ни было
его происхождение, обнаруживает удивительное строение: будучи
безупречнее греческого и богаче латыни, он изысканнее их обоих. При
этом он обладает таким заметным сходством с этими языками в корнях
глаголов и грамматических формах, что оно никак не могло возникнуть
случайно. Сходство это столь сильно, что ни один филолог, изучавший
все три языка, не усомнится в их происхождении от общего предка,
возможно уже и не существующего".
-
- МЕТАФИЗИКА - это когда
слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше.
(Вольтер) :)
-
- Метафизические системы для
философов - то же, что романы для женщин.(Вольтер) :)
-
- Молчи, пока ты не в состоянии
сказать нечто такое, что полезнее твоего молчания. [Архимед]
-
- Моя философия не дала мне
совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих
трат. (Шопенгауэр)
-
- Мудрее чуждый мудрости
невежда,
-
Чем алчущий невежества мудрец.
-
(Шекспир)
-
- Мудрец счастлив, довольствуясь
малым, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.
(Франсуа де Ларошфуко)
-
- МУДРОСТЬ - знать, в чем дело
жизни и как исполнять его. [Лев Толстой]
-
- Мудрость не имеет нужды в
насилии. (Лев Толстой)
-
- Мудрость Сократа состояла в
том, что он не думал, что знал то, чего не знал. [Марк Туллий
Цицерон]
-
- Мудрость требует от нас быть
мужественными, беззаботными, насмешливыми, буйными: ведь она женщина
и может любить лишь воина. [Фридрих Ницше]
-
- Мудрый законодатель начинает
не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного
общества. (Жан-Жак Руссо)
-
- Мудрый человек всегда встает
на сторону тех, кто на него нападает. Он больше, чем они,
заинтересован найти в себе слабое место. [Ральф Уолдо Эмерсон]
-
- Мудрый человек понимает, что
лучше воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться.
[Ф.Ларошфуко]
-
- Мудрый! Если ты желаешь
возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду
общего мнения. (Пифагор)
-
- Мужчина занимается женщиной,
как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему
процессы, которые сам же производит. [Василий Осипович Ключевский]
-
- Мыслитель имеет определенную
цель, мечтатель не имеет никакой. [Виктор Гюго]
-
- Мысль - цветок, слово -
завязь, деяние — плод. [Р.Эмерсон]
-
- МЫСЛЬ - это ржавчина жизни.
(Байрон)
-
- Мысль изреченная есть ложь.
[Федор Иванович Тютчев]
-
- Умение прощать - свойство
сильных. Слабые никогда не прощают. [Махатма Ганди]
-
- ФИЛОСОФ - тот, кто, не
хвастая, обладает той мудростью, которой, хвастая, не обладают
другие. [Луций Сенека]
-
- ФИЛОСОФ - расширитель проблем.
[Александр Селезнев]
-
- ФИЛОСОФИЯ - познание
посредством понятий. (Гегель)
-
- Философия торжествует над
горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над
философией. (Франсуа де Ларошфуко)
-
- Философы больше заслуживают
названия анатомов, чем врачей: они вскрывают, но не излечивают.
[А.Ривароль]
-
- Философы! Не открывайте
философский камень. Его привяжут вам на шею. (Станислав Ежи Лец)
-
- ЧЕЛОВЕК - существо, сделанное
в конце недельной работы, когда Бог уже устал. [Марк Твен]
-
Человек был создан в последний
день творения, когда Бог уже утомился. [Марк Твен]
-
- Человек - все равно что
кирпич: обжигаясь, он становится твердым. (Бернард Шоу)
-
- Человек - побочный продукт
любви. [ Станислав Ежи Лец]
-
- Человек всегда будет искать
наслаждений, потому что ему свойственно любить все, что скрашивает и
делает приятным существование; никогда не удастся заставить человека
любить неудобства и несчастья. Христианская мораль, словно нарочно
придуманная для того, чтобы сковать человеческую природу и
поработить ее выдуманным призракам, не имела поэтому никакого
влияния на большинство людей. Она послужила лишь к тому, чтобы
измучить, истерзать некоторые слабые и легковерные души, и не смогла
удержать ни одного человека, увлеченного сильной страстью или
укоренившейся привычкой. [Поль Анри Гольбах]
-
- Человек высшей учености, узнав
о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености,
узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей
учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не
подвергалось бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует
поговорка: кто узнает дао, похож на темного; кто проникает в дао,
похож на отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающегося;
человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный
похож на презираемого; безграничная добродетельность похожа на ее
недостаток; распространение добродетельности похоже на ее
расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие.
-
Великий квадрат не имеет углов;
большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать;
великий образ не имеет формы.
-
Дао скрыто от нас и не имеет
имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к
совершенству. [Лао Цзы]
-
- Человек заболевает по многим
причинам : некоторые заболевают от простуды, некоторые от усталости
и горя. Если из ста ворот закрыть лишь одни, то разве можно на этом
основании считать, что грабитель не сможет пробраться в дом.
(Конфуций)
-
Воистину, на свете есть и травы,
не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов! (Конфуций)
-
Единственная настоящая ошибка - не
исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций)
-
В древности люди учились для того,
чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить
других. (Конфуций)
-
Будьте строги к себе и мягки к
другим . Так вы оградите себя от людской неприязни. (Конфуций)
-
Единственная настоящая ошибка - не
исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций)
-
Если человек тверд, решителен,
прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. (Конфуций)
-
Если у вас есть возможность явить
милосердие, не пропускайте вперед даже учителя. (Конфуций)
-
Изощренные слова губят
добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
(Конфуций)
-
Кто не может сосредоточиться в
себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не
услышит, вкушая не различит вкуса. (Конфуций)
-
Как мы можем знать, что такое
смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь? [Конфуций]
-
Наблюдайте за поведением человека,
вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его
досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой? (Конфуций)
-
Не беспокойся о том, что у тебя
нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь
высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о
том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали. (Конфуций)
-
Перед человеком к разуму три пути:
путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это
самый легкий; путь личного опыта - это самый тяжелый. (Конфуций)
-
Учение без размышления бесполезно,
но и размышление без учения опасно. [ Конфуций]
-
Утром познав истину, вечером можно
умереть. (Конфуций)
-
Ученый, ищущий истину, но
стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!
(Конфуций)
-
Учитесь так, словно вы постоянно
ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь
растерять свои знания. (Конфуций)
-
Тот, кто учится не размышляя,
впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться,
окажется в затруднении. (Конфуций)
-
Стоя на берегу реки, Учитель
сказал: “Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь”.
(Конфуций)
-
Слово, руководствуясь которым,
можно прожить всю жизнь — СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ. (Конфуций)
-
Выберите себе работу по душе, и
вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. [Конфуций]
-
Добродетель не останется в
одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи. (Конфуций)
-
Люди хотят для себя богатства и
славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя
избежать, не теряя чести, следует их принять. (Конфуций)
-
Не огорчаюсь, если люди меня не
понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей. [Конфуций]
-
- Человек может избежать
несчастий, ниспосылаемых судьбой; но от тех несчастий, которые он
навлекает на себя сам, нет спасения. Лев Толстой)
-
- Человек никогда не имеет, ибо
человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет.
[Фридрих Ницше]
-
- Человек очень силен, когда
довольствуется тем, что он есть, и очень слаб, когда хочет подняться
выше человечества. [Ж.Руссо]
-
- Человек подобен дроби:
числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе
думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Лев Толстой)
-
- Шум ничего не доказывает.
Курица, снесши яйцо, часто клохчет так, как будто она снесла
небольшую планету. (Марк Твен)
-
- ШКОЛА - это заведение, где
детей учат нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая им
отличать одно от другого. [Виктор Кротов]
-
- Я знаю, что я ничего не знаю,
но другие знают еще меньше. [Сократ]
-
- Решение проблемы – это
не ответ, а вопрос. [Нильс Бор]
-
- Те, кто содержит животных,
должны признать, что скорее они служат животным, чем животные служат
им. [Диоген]
-
- Человеку, который спросил,
жениться ему или не жениться, Сократ ответил: "Делай, что
хочешь, - все равно раскаешься". [Диоген Лаэртский]
-
- Самый верный признак истины -
это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и
многословна. (Лев Толстой)
-
- ...мы хотим не только знать,
как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по
возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид,
- узнать, почему природа является именно такой, а не другой. В этом
ученые находят наивысшее удовлетворение. (Эйнштейн)
-
Все должно быть изложено так
просто, как только возможно, но не проще. [Альберт Эйнштейн]
-
Все знают, что это невозможно. Но
вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает
открытие. [Альберт Эйнштейн]
-
Все идеи в науке родились в
драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее
понять. (Эйнштейн)
-
Есть только две бесконечные вещи:
Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен.
[Альберт Эйнштейн]
-
Наука политика - вещь намного
более сложная, чем наука физика. [Альберт Эйнштейн]
-
Сила духа не может заменить
чуткости пальцев. (Эйнштейн)
-
Я никогда не думаю о будущем. Оно
приходит само достаточно скоро. (Эйнштейн)
-
Albert Einstein, 'The most
beautiful and most profound emotion we can experience is in the
sensation of the mystical. It is a shower of all true science. He to
whom this emotion is a stranger, he can no longer stand rapt in awe,
is as good as dead. That deeply emotional conviction of the presence
of a superior reasoning power which is revealed in the
comprehensible universe, forms my idea of God.'
-
- Наука - океан, открытый как
для ладьи, так и для фрегата. Один перевозит по нему слитки золота,
другой удит в нем сельдей. [Э.Булвер-Литтон]
-
НАУКА - это кладбище гипотез.
(Пуанкаре)
-
- Науки бывают:
сверхъестественные - естественные - неестественные. [Л.Д.Ландау]
-
- the only problem are
mosquitos!
-
продолжая тему насекомых, здесь
очень много стрекоз, и, соответственно, стрекозлов! :) Но,
удивительно, очень мало мух, но они, как обычно, назойливо-навязчивы
... такова уж их природа!
-
- все люди хорошие, только они
все разные! :)
-
- "часто цитируемый
афоризм": лучше иметь ученого врага, чем глупого друга.
-
- ДЕВЯТЬ КАЧЕСТВ ЦИВИЛИЗОВАННОГО
ЧЕЛОВЕКА
-
Если бы мы знали санскрит, может
быть мы бы читали ШРИМАД-БХАГАВАТАМ. И прочли бы там, между прочим,
о необходимости развивать в себе 9 качеств:
-
1) не гневаться,
-
2) не лгать,
- 3) беспристрастно раздавать
богатства (делиться с другими),
-
4) прощать,
-